«Волшебная кисточка»
Программа занятий
Перспективный план занятий кружка «Волшебная кисточка»
старшая группа
(первый год обучения)
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Сентябрь |
В саду созрели яблоки (тычок) |
Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. |
Сентябрь |
Осеннее дерево. |
Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли “ближе” и “дальше”; учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приёмом вертикального мазка. |
Сентябрь |
Ветка рябины. |
Учить анализировать натуру, выделять её признаки, особенности. Учить рисовать ягоды рябины ватными палочками, с умеренным нажимом на неё. Закреплять умение рисовать приёмом примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, восприятия. |
Сентябрь |
Пасмурный осенний день. |
Продолжать развивать у детей передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через набор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли. |
Октябрь |
Путешествие по радуге |
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Октябрь |
Осенние листья (печатание листьями) |
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Октябрь |
Добрый сказочный герой. (книжная графика) |
Познакомить детей с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, учить детей создавать образ сказочного героя, декоративному оформлению образа, прорисовке деталей костюма. Учить передавать образ добра красоты через цвет и костюм. |
Октябрь |
Барашек на лугу. (Рисование + природный материал) |
Создавать образ животного с помощью природного материала – сухие берёзовые листья. Дополнять аппликацию рисованием. Развивать умение работать по шаблонам. Воспитывать аккуратность. |
Ноябрь |
Дерево колдуньи (рисование + аппликация) |
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь |
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) |
Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Ноябрь |
Мамочка милая моя. |
Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать сходства (цвет волос и форма причёски, цвет глаз, одежда и т.д.). познакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать акварелью. Пробудить в детях желание отразить в рисунке чувство нежности, любви к маме. |
Ноябрь |
Сказочный дворец. |
Учить создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решётки, балконы, различные колонны и т.д.), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; учить делать набросок простым карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. |
Декабрь |
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) |
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Декабрь |
Осьминожки (рисование ладошками) |
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь |
Нарядная ёлочка. |
Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки в технике акварель + восковые мелки для украшения ёлочки. Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. |
Декабрь |
“Что тебе больше всего понравилось на празднике?” (рисование + аппликация) |
Учить детей отражать в рисунке свои впечатления от новогоднего праздника. Учить рисовать несколько предметов, объединённых общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учит детей красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать воображение, творческую активность. |
Январь |
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) |
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Январь |
Снегири на ветке (метод тычка) |
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Январь |
Зимняя ночь (чёрно-белый граттаж). |
Познакомить с новой техникой – чёрно-белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Январь |
Я в волшебном лесу. |
Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками варазительности образа леса – печать поролона по трафарету, способ тычка, Развивать чувство композиции. |
Февраль |
Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Февраль |
Бабочки (рисование + аппликация) |
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Февраль |
Пограничник с собакой (экспериментирование с материалами) |
Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника, передавать характерные особенности одежды, оружия, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно стоящую собаку, красиво располагая изображение на листе. Учить использовать навыки рисования простым карандашом, фломастерами. Воспитывать интерес и уважение к защитникам Отечества. |
Февраль |
Чудесный букет. (гуашь) |
Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. |
Март |
Превращение ладошки (рисование ладошками) |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Март |
Подарок маме (экспериментирование с материалами) |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Март |
Корзина с цветами в подарок маме. (объёмная аппликация + рисование) |
Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать бъёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками. |
Март |
Звёздное небо. (набрызг, печать по трафарету) |
Учить создавать образ звёздного неба, используя смешание красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью техник – набрызг, печать поролоном по трафарету. |
Апрель |
Космический коллаж (рисование + аппликация) |
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Апрель |
Мой маленький друг (техника тычка) |
Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Апрель |
Подводный мир (набрызг) |
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике – восковые мелки+акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать выражение, чувство композиции. |
Апрель |
На далёкой планете. (набрызг, печать по трафарету) |
Закрепить навык работы гуашевыми красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты, космонавта и т.д. Развивать фантазию, воображение при рисовании космоса. Закреплять умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок интересными и необычными деталями. Учить использовать пространство переднего и заднего плана. |
Май |
Весенние сады |
Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Май |
Вот и лето пришло. |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
Май |
Рисование. |
Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Май |
Итоговая выставка за учебный год. |
Подвести итог работы за учебный год. |
Перспективный план занятий кружка «Волшебная кисточка»
подготовительная к школе группа
(второй год обучения)
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
|
Сентябрь |
Золотая осень . |
Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию. |
|
Сентябрь |
Чудесный букет. (монотипия) |
Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. |
|
Сентябрь |
Совушка-сова . |
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой, познакомить с одним из технических приёмов изображения в графике – штриховым рисунком. Учить изображать сову карандашными штрихами, рисовать щтрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке лёгкие вспомогательные линии для передачи строения птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для получения различной интенивности цвета и разного положения глаз. |
|
Сентябрь |
Хмурый ветренный день. (тонированные листы бумаги, оттиск смятой бумагой) |
Учить отражать в рисунке ветренную погоду через избражение наклонённых в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев, располагая их на широкой полосе земли небольшими группками, учить детей приглушать яркий цвет красок. |
|
Октябрь |
Белая берёза |
Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани. Закреплять умение переносить рисунок на ткань, наносить резерв на контур. Развивать чувство композиции. |
|
Октябрь |
Осенние листья (печатание листьями) |
Совершенствовать умения работать с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
|
Октябрь |
Осенние пейзажи (рисование по сырому) |
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
|
Октябрь |
Пестрые кошки (рисование ватными палочками) |
Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
|
Ноябрь |
Рисование по сказкам. (восковые мелки+акварель) |
Учить детей рисовать по выбору сюжет по сказкам, передавать в рисунке определённое место действия и время суток. Изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений. Закреплять навык рисования акварелью, гуашью. |
|
Ноябрь |
Попугаи. |
Учить рисовать попугаев, расширять знания детей об экзотических птицах. Развивать эстетическое восприятие ярких, разнообразных цветов. |
|
Ноябрь |
Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) |
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
|
Ноябрь |
В подводном мире (рисование ладошкой, восковыми мелками и акварелью) |
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
|
Декабрь |
Зимние узоры (граттаж) |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
|
Декабрь |
Портрет королевы Зимы. (свеча+акварель) |
Учить детей создавать портретный образ королевы Зимы, подвести итог к живописному и декоративному решению образа королевы Зимы. Учить детей видеть образ и дорисовывать его. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. |
|
Декабрь |
Зимний пейзаж. |
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять деталями изображение. |
|
Декабрь |
Зимний лес (тычкование) |
Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
|
Январь |
Дворец Деда Мороза (граттаж) |
Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
|
Январь |
Птицы волшебного сада. (оттиск пенопластом) |
Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
|
Январь |
Лыжная прогулка. (рисование пальчиками) |
Продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавая характерные особенности и соблюдая пропорции. Самостоятельно составлять композицию, создавать зимний пейзаж, изображать деревья и кусты. Совершенствовать умение рисовать цветными карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом. Развивать художественный вкус, творчество, старательность. |
|
Январь |
Животные жарких стран. (свеча+акварель) |
Закреплять знания детей о тёплых цветах, их оттенках и способах их получения. Познакомить детей с изображениями различных животных жарких стран, способами их рисования, цветом окраски. Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу. Поощрять интересные решения в композиции. Закреплять умение рисовать животное на четырёх ногах. Развивать любознательность. |
|
Февраль |
Превращение ладошки |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
|
Февраль-Март |
Портрет папы- мамы (использование трафаретов) |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
|
Март |
Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) |
Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
|
Март |
Натюрморт |
Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
|
Март |
Ажурные рыбки. (рисование тушью и пером) |
Учить детей рисовать тушью и пером сказочных ажурных рыбок. Совершенстовать умение составлять узор в чёрно-белой гамме. Расширять знания детей о видах и возможности графики. Тренировать в различных приёмах рисования пером, учить рисовать перьями разной толщины, с разным нажимом. Будить стремление пробывать рисовать разными материалами. |
|
Апрель |
Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) |
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
|
Апрель |
Бабочки (монотипия) |
Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
|
Апрель |
Берег реки. |
Развивать умение рисовать по-сырому, смешиват краски прямо на листе. Развивать тврчество, фантазию, придумывать сюжет. |
|
Апрель |
Летающие тарелки и пришельцы из космоса (гуашь, трафареты, паралон) |
Продолжать знакомить детей с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать её содержание. Учить располагать рисунок на всём листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звёзды, летающие тарелки, инопланетян, кометы и т.д. |
|
Май |
Вишня в цвету (тычкование) |
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
|
Май |
Рисование по замыслу. (свободное экспериментирование с материалами) |
Совершенстововать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельную технику и тему. |
|
Май |
Лето, здравствуй! |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
|
Май |
Итоговая выставка за учебный год. |
Подвести итог работы за учебный год. |
Подвести итог работы за учебный год. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника